"Танграм"
В этой игре надо начинать с самой большой детали. Если все цвета перемешаны, то надо выбрать один цвет. Многие фигуры составлены из симметричных деталей, тогда нужно обратить на это внимание и попросить найти такую же (заодно и усваивается понятие такой же), если ребенок не понимает, тогда обязательно обводим пальчиком, накладываем друг на друга, потом кладем "как в зеркале отражается" - это уже и симметрия. Когда две детальки таким образом положили, тогда позвать ребенка посмотреть - какое пустое место осталось и найти такую же деталь. Это все можно делать с теми детьми, которые сами не могут сложить и отказываются делать вообще. Большинство же детей делают все сами и не хотят, чтобы им мешали. Все зависит от ребенка.
Самые простые фигуры:
В самом начале можно даже просто нарисовать простейшие геометрические фигуры на картонке и накладывать детали. Ребенку важно понять суть задания. Можно сказать, что мы будто бы раскрашиваем картинки, так они не красивые, а положим детальки, форма та же, а получается красивое, цветное.
Можно сделать из картона, пластика 8 на 8 см. Лучше, если окрашен одинаково с обеих сторон. Для самых маленьких можно начать с того, что отобрать все треугольники. Сравнить их по размеру. Посмотреть, сколько всего треугольников. Взять два больших и составить из них квадрат, треугольник, четырехугольник. То же сделать из 2 маленьких треугольников. Что можно сделать из большого и среднего треугольника. Из среднего и двух маленьких. Составить фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Квадрат и четырехугольник) Из двух больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник) Составить такие фигуры, как на рисунке. (Самые простые) Спрашиваем, какую фигуру можно сделать из 2 треугольников и 1 квадрата и т.п. (Сначала надо сказать, а потом сделать)
Разные фигуры с расчленением:
Лицевая и изнаночная стороны всех деталей одинаковые, т.е. ребенку надо еще догадаться, что ее надо перевернуть (имеется ввиду именно не развернуть, а перевернуть). У Никитиных в "Рамках Монтессори" специально указывается, что нельзя показывать малышу принцип переворачивания, он должен догадаться сам.
Мы развиваем у детей умение зрительно анализировать форму фигуры, пространственное мышление, учим практически составлять новые фигуры путем присоединения одной фигуры к другой по образцу, по устному заданию, по замыслу. У ребенка развивается умение мысленно представлять изменения в расположении фигур. Развивается зрительный анализ, умение видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. При составлении фигур, которые кажутся взрослым такими простыми, дети часто ошибаются, например, вместо большого треугольника берут маленький. Не спешите поправить ребенка. Пусть он положит тот, который выбрал, в дальнейшем ему может не хватить нужной детали и он сам увидит, что ошибся. В этом случае ребенок сам может понять, что надо делать, что изменить.
Если мы сразу дадим образец маленького размера, без дополнительных линий, расчленяющих большой объем, то редкий ребенок сможет справиться с такой работой. Поэтому вначале нужно сделать на отдельных картонках фигурку, обвести ее фломастером, провести внутри одну – две дополнительные линии. Ребенок собирает прямо на этой картонке. Потом говорим, что вот картинка не красивая, без цвета, давай ее сделаем красивой, цветной, но не красками, а вот этими детальками. Практически все дети начинают с удовольствием, но сделав пару ошибок, некоторые отказываются от дальнейшей игры.
Если ребенку задача оказалась слишком трудной, то можно отложить на некоторое время, а можно и помочь. Не делать вместо него и не говорить, что вот эту деталь надо положить туда-то. Можно прикрыть рукой часть картинки и попросить ребенка попробовать догадаться, какой формы это место. Обязательно просите детей вначале использовать самые крупные детали, объясняя ему, что если он для большого треугольника или квадрата использует маленькие детальки, то куда же деть большой треугольник и т.п. Обязательно так же комментируйте действия ребенка: ты сделал голову из квадрата, а уши из четырехугольника (параллелограмма если ребенок уже знаком с этим словом), туловище из большого треугольника и двух маленьких треугольников и т.д.
Следующий этап: использование нерасчлененного образца натурального размера. Для этого так же необходимо сделать основу для каждой фигуры. Это задание уже для детей с 5 лет, младше это достаточно трудно. И для более старших можно использовать образец значительно меньше, а так же на одном листе может быть уже несколько фигур. Не стоит ожидать, что ваш малыш будет играть в эту игру совсем один, самостоятельно. Если же разделить картинки и делать всем сразу и маме и папе, передавать друг другу, может быть пытаться делать как-то иначе, то в этом случае будет интересно любому ребенку.
Это уже только контуры: можно использовать и предыдущие картинки, только внутри не проводить линии. Например, 3 танграма разных цветов можно сделать разного цвета с двух сторон, например, с одной стороны оранжевого цвета, а с другой зеленого. Когда ребенок будет хорошо справляться с фигурами, то можно придумывать самому фигурки или для одной картинки использовать детали от разных танграмов. Получается очень интересно и красиво.
|