Вашему ребенку исполнился месяц. ! Ребенок подрос на 3 см, прибавил в весе на 250-350 г, на 1 см увеличилась окружность его головы. Эти цифры примерные, обычно, чем меньше ростом и весом ребенок был при рождении, тем выше темпы его роста. К концу 1-го месяца кроха, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку. Для того чтобы помочь в этом, нужно выкладывать ребенка на животик по несколько раз в день, сначала на 1 минуту, затем на 2-3 мин. Периоды бодрствования к концу месяца могут быть достаточно длительными. В это время с ребенком необходимо общаться, показывать игрушки, делать гимнастику, массаж. Некоторые детки становятся более подвижными. Лежа на спине, они могут, отталкиваясь ножками от матрасика, "проползти" некоторое расстояние. Чтобы малыш не ушибся, обложите спинки кроватки и ее боковые стенки мягкими валиками. Психическое развитие малыша во многом зависит от того, как складываются общение ребенка с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического, так и физического развития. Чем лучше организовано общение взрослых с ребенком, тем успешнее протекает психическое развитие младенца. Весь первый месяц жизни происходит подготовка ребенка к общению. Общение - это не всякое взаимодействие двух людей. Особенность общения в отличие от физического взаимодействия (например, во время пеленания, кормления) состоит в том, что оба партнера попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение к личности друг друга. У новорожденного ребенка общение поначалу отсутствует. Взаимодействие ребенка и взрослого в период новорожденности имеет своеобразную особенность. Младенец плачем сигнализирует о своем неблагополучии, при этом не адресуется к конкретному человеку, не ищет его, кричит как бы в пространство. После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и никаких действий, направленных на продолжение взаимодействия со взрослым, не совершает. Однако постепенно, начиная со второй-третьей недели жизни, ребенок начинает фиксировать взглядом лицо взрослого, а затем и глаза. Взгляд в глаза - первый признак зарождающегося общения. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорожденности малыш фактически еще не является партнером по общению, и взрослый должен выполнять роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя ребенка этим качеством. Адресуя младенцу любовь, выраженную в нежных словах, осторожных, мягких действиях, чуткости к сигналам дискомфорта, взрослый погружает малыша в "поток общения", прививая ему вкус к ласке, доброжелательному отношению. Так появляется потребность в эмоциональном общении. Если же взрослый взаимодействует с ребенком только по поводу удовлетворения органических нужд, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются. При правильном воспитании новорожденного к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого малыш не только замрет, глядя ему в глаза, но и улыбнется. Такая улыбка - очень важный момент в психическом развитии ребенка. С первых дней жизни среди разнообразных мимических проявлений младенца присутствует и улыбки, однако сначала они никому не адресованы, появляются при закрытых глазах, рефлекторно отражают состояние физиологической удовлетворенности малыша и не имеют психологического содержания. Поэтому такие улыбки называют "физиологическими". Улыбка же, появляющаяся в ответ на обращение взрослого при взгляде в глаза, называется "социальной". Появление социальной улыбки свидетельствует о появлении потребности в общении. Содержанием этой потребности на первых порах является внимание и доброжелательное отношение взрослого. Так совершается переход от взаимодействия ребенка со взрослым к общению с ним. Эмоциональное общение оказывает мощный развивающий эффект. В процессе общения активно происходит предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы нуждаются в постоянном слышании речи взрослого. Они предпочитают особую речь, так называемый "бэби-ток", с которой обычно взрослые обращаются к маленькому ребенку. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Безадресная речь, не включенная в общение (например, магнитофонная запись или речь по радио), не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребенка. Дети, родители которых часто разговаривают с ними, много и разнообразно вокализируют. Малыши, испытывающие дефицит общения в первом полугодии жизни, молчаливы, впоследствии у них надолго задерживается появление настоящей речи. Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия разных модальностей, исходящие из внешней среды, как от человека, так и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных проприоцептивных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребенка выступают ухаживающие за ним люди. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметной среды, включение предметов в общение ребенка и взрослого, высокими темпами развивается познавательная активность по отношению к предметам. Почти одновременно с социальной улыбкой появляются улыбки при восприятии ребенком радующих предметов. Особенно привлекательны для малыша игрушки с изображением человеческого лица. С самых первых дней нужно позаботиться о том, чтобы пробудить у младенца интерес к предметам. Не беда, что он сначала может и не замечать их, однако в какой-то момент малыш увидит игрушку и начнет ее рассматривать. Посадите в кроватку куклу, повесьте яркую пеленку с узорами, погремушку, разноцветные ленты, лоскуты. Малыши любят смотреть на источники света: окно, лампу, поэтому в периоды бодрствования не затеняйте комнату. Но если кроху раздражает яркий свет, подберите подходящее освещение. В периоды бодрствования ребенку можно предлагать простые упражнения. Возьмите яркий или блестящий предмет (колокольчик, елочную игрушку, ложечку, Неваляшку и т.п.) и медленно перемещая его по горизонтали перед глазами младенца, постарайтесь "зацепить" его взгляд. Когда малыш научится следить за предметом, можно попробовать приближать и удалять игрушку – это упражнение способствует развитию зрительной конвергенции. Возможно, что в первое время младенец будет смотреть как бы "сквозь" предмет на взрослого. Тем не менее старайтесь обратить его внимание на игрушку, поворачивая ее разными сторонами, встряхивая, перемещая в разных направлениях, побуждайте словами обратить внимание на предмет. ("Ах, какая игрушечка! Посмотри, Сашенька, вот как звенит колокольчик! Нравится тебе? Конечно, нравится!") Радуйтесь игрушке вместе с ребенком, ловите его взгляд, отвечайте улыбкой на взгляд ребенка. Вскоре Вы заметите, что на одни предметы ребенок смотрит долго, а другие у него явно не вызывают интереса. Старайтесь подбирать те, на которые малыш охотно смотрит, меняйте их время от времени. Детишек часто завораживают движущиеся предметы. К концу первого месяца большинство младенцев уже подолгу могут смотреть на вращающийся модуль или игрушку, подвешенную на резинке. В конце месяца жизненное пространство малыша не должно ограничиваться кроваткой и пеленальным столом. В периоды бодрствования выкладывайте его в манеж или на большую тахту, расставляйте вокруг игрушки, привлекайте к ним его внимание. Ребенка нужно носить на руках, бережно поддерживая головку, по всей комнате, выходить с ним в другие комнаты, на кухню. Итак, для нормального развития у ребенка общения и познавательной активности необходимо: Чутко и быстро реагировать на все проявления дискомфорта: менять пеленки, успокаивать малыша, держа на руках, качать, предлагать соску и пр. Не бойтесь избаловать ребенка, гораздо важнее дать ему почувствовать, что о нем заботятся, его любят и поддерживают. С самых первых дней следует относиться к ребенку, как к личности: все, что Вы делаете с ребенком, нужно сопровождать ласковым разговором, комментариями, как будто малыш все понимает и может Вам ответить. Вы можете обращаться к ребенку, вести с ним "диалог", говоря за себя и за него. Например: "Вот сейчас мы с тобой, Анечка, переоденемся, потом покушаем. Хочешь кушать? Да, да, ты проголодалась!" Устанавливать контакт взглядов. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами, глядя еще "невидящим взором", начинайте привлекать его внимание. Пусть малыш не реагирует на обращение, все равно старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взгляд, попробуйте удержать его не себе. С этой целью можно придвигать или слегка удалять свое лицо, отыскивая наилучшее расстояние для рассматривания его ребенком. Привлечь внимание малыша помогает обращение по имени, ласковые слова ("Мишенька, солнышко, посмотри на меня, вот я, твоя мамочка" и т.п.) Во время переодевания, купания, кормления также не упускайте момент встретиться взглядом с ребенком и поговорить с ним. Поощрять улыбки младенца. Если взрослый выделяет улыбку малыша, подкрепляет ее собственной и ласковыми словами ("Молодец, умница!"), она очень скоро становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза и начинает появляться сразу, как только ребенок сосредоточится на Вашем лице, поймает Ваш взгляд. Старайтесь вызвать у малыша улыбку, обращаясь тихим нежным голосом, поглаживая тельце или щечку. Лучше всего это делать, когда ребенок поел, но еще не заснул и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать, предлагайте ему общение, но не навязывайте. Почаще брать ребенка на руки, ласкать его. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками типа пассивной физкультуры. Вводить игрушки в процесс общения. Подберите следующие игрушки и предметы: колокольчики с мелодичным звоном, Неваляшки, куклы, мягкие игрушки разных размеров, погремушки, разноцветные ленты, музыкальные модули, легкие яркие мячи. Мещерякова Софья Юрьевна Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии детей дошкольноговозраста, психологический институт РАО По материалам www.portal-slovo.ru
|